Природоохранная прокуратура

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменениях в порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» ранее установленный исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий актуален в 2023 году.

Однако имеются изменения в учете индикаторов риска нарушения обязательных требований при согласовании с органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Если ранее данное положение применялось исключительно в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или при выявлении индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, то в настоящее время данные ограничения сняты.

Таким образом, любой индикатор риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Немаловажным нововведением является то обстоятельство, что в 2023 году в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок на 2023 год при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки исключительно в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Информационно-разъяснительные  материалы Казанской  межрайонной  природоохранной  прокуратуры 27.02.2023г.


 

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что привлечение к административной ответственности за стоянку транспортных средств в границах водоохраной зоны не зависит от наличия запрещающих информационных знаков.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Действительно, пункт 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее – Правила) предусматривает, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Однако анализ части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в том числе за стоянку транспортных средств в границах водоохраной зоны, позволяет сделать вывод о том, что законодательство не связывает наличие состава административного правонарушения с наличием специальных информационных знаков.

Таким образом, физические и юридические лица обязаны соблюдать экологическое законодательство независимо от наличия знаков.

В данном случае следует иметь в виду, что ширина водоохраной зоны для каждого вида водного объекта устанавливается ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Информационно-разъяснительные  материалы Казанской  межрайонной  природоохранной  прокуратуры 06.02.2023г.


 

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что строительство частных домов на арендуемых земельных участках, расположенных в границах береговой полосы, запрещено.

Согласно п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

По общему правилу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

При этом пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Таким образом, строительство частных домов на арендуемых земельных участках, расположенных в границах береговой полосы является недопустимым, поскольку правовой режим береговой полосы водного объекта не предполагает ее использование в частных интересах без учета статуса территории общего пользования.

Информационно-разъяснительные  материалы Казанской  межрайонной  природоохранной  прокуратуры 06.02.2023г.

Последнее обновление: 27 февраля 2023 г., 08:19

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International