По следам разбойника Василия и пугачевского есаула

КРАЙ РОДНОЙ

Белоснежная гладь покрытого льдом волжского затона протянулась на сотни метров. То тут, то там виднеются фигурки рыбаков, склонившихся над лунками. Любители подледного лова приезжают в поселок Васильево из Зеленодольска и даже из Казани. Отсюда раскинувшийся на левом берегу Волги поселок виден как на ладони. Белые контуры многоэтажек, трубы кирпичного завода, блестящий на солнце купол Крестовоздвиженской церкви…

Сегодня здесь проживают более восемнадцати тысяч человек. А когда-то тут стояло лишь полтора десятка рыбацких избушек.


ВОЛЖСКАЯ ВОЛЬНИЦА

История поселка Васильево Зеленодольского района начинается в далеком XVII веке, который вошел в российскую историю как «бунташный». Именно в те неспокойные времена сюда, на малообжитые земли государства Российского, бежали те, кто не желал гнуть спину на барина-помещика. Одним из таких и был беглый холоп, разбойник Василий, перебравшийся сюда из Вятской губернии с целой ватагой лиходеев-ушкуйников – так называли в ту пору тех, кто промышлял речным разбоем. На живописном берегу затона и основали они свое становище. Говорят, на бесчисленных волжских островах и поныне лежат клады, закопанные разбойником Василием.

В конце cемнадцатого столетия деревеньку Васильево, где тогда насчитывалось не более сотни жителей, приписали к Раифскому монастырю. Местное население, помимо хлебопашества, занималось плотничеством, строительством баркасов и, конечно же, рыбной ловлей. В те годы рыбацкие сети не пустовали – гигантские сомы, щуки длиною до полутора метров попадали в них довольно часто. Осетры, лещи, судаки и сазаны, а также икра поставлялись и в Раифскую обитель.

До второй половины восемнадцатого века в Васильеве не было церкви – лишь небольшая часовенка. Большим событием стало строительство Крестовоздвиженского храма, с которым у жителей поселка связано немало историй. Говорят, во время сильных пожаров, которые раньше случались часто, Васильево несколько раз сильно выгорало. Огонь уничтожал целые улицы. Местные старожилы утверждают, что всякий раз разбушевавшееся пламя, дойдя до церковной паперти, неожиданно утихало, а сам пожар непостижимым образом прекращался.

ЮВЕЛИРЫ СТЕКОЛЬНОГО ДЕЛА

Многое изменилось в жизни поселка после строительства железной дороги Казань – Нижний Новгород. Именно это обстоятельство подтолкнуло владельца местного постоялого двора купца Богданова начать строительство стекольного завода. Первая труба стекловаренной печи задымила в январе 1900 года. А вскоре крупные партии стеклопосуды – четвертные бутыли, граненые шкалики и художественно изготовленные графины – стали отправлять по железной дороге во все уголки Российской империи. Уже в начале XX века васильевские стеклодувы принесли поселку на Волге мировую известность – на выставке промышленных товаров в Париже в 1907 году продукция Васильевского стеклозавода была отмечена Большой золотой медалью.

Закрытый в годы Гражданской войны завод возобновил свою работу в годы первых советских пятилеток, наладив широкое производство оконного стекла, столь необходимого в строительстве. Во времена Великой Отечественной здесь наладили выпуск термостойкого стекла для нужд оборонки, а заводчане объявили сбор средств на строительство танка «Красный стекольщик».

Предприятие работало до середины девяностых годов, когда почти каждый гость Казани покупал сувенир из васильевского термостекла – заварочный чайник или кофейник с набором изящных прозрачных чашек.

ПОД СЕНЬЮ ВЕКОВЫХ СОСЕН

В начале прошлого века живописный уголок, до которого стало возможно добраться из столицы республики по «железке», облюбовали дачники, в основном из числа казанской профессуры. Рядом со станцией вырос целый поселок аккуратных домиков с мезонинами и мансардами, куда в погожие летние дни приезжали городские жители. Статные господа в просторных белых летних костюмах, дамы в изящных платьях и шляпках с вуалями, озорные мальчишки в матросских костюмчиках и благовоспитанные девочки в кружевных нарядах – все спешили под сень вековых сосен.

На зеленых полянах играли в крокет и теннис. Иные сидели на берегу с удочками. Впрочем, сазанов и окуней на продажу им нередко приносили местные жители.

По вечерам на открытых террасах пили чай с малиновым и вишневым вареньем. Шептались в уютных, укрытых от посторонних глаз беседках влюбленные парочки. Казалось, ничто не нарушит идиллии, но на пороге уже стояли революция и Гражданская война.

ЛЕГЕНДЫ КРАСНОГО ЯРА

Село Красный Яр находится всего в одном перегоне от железнодорожной станции Васильево. Правда, когда-то оно называлось по имени его владельца – помещика Одинцова. Раньше здесь проходил тракт, по которому в Сибирь гнали колодников-каторжан. Легенда гласит, что однажды у села остановились на отдых солдаты, сопровождавшие партию закованных в кандалы заключенных. Неподалеку пастушок пас стадо барских коров.

Один из каторжан – худой, изможденный казак с серьгой в ухе подозвал пастушка и по­просил у него хлеба. Тот, сжалившись над бедолагой, отдал ему все содержимое своей кошелки. За это якобы каторжанин – бывший казачий есаул, принимавший участие в Пугачевском бунте, – открыл пастушку место, где он зарыл сокровища, добытые им во время взятия Казани войсками мятежного атамана. Каторжанин просил у пастушка лишь одного: если ему повезет бежать с каторги и вернуться в родные края, он получит часть своих сокровищ.

Арестантов погнали дальше в Сибирь, а пастушок вскоре и вправду отыскал указанный пугачевским есаулом клад, выкупил у барина вольную и основал свое торговое дело. А фамилия того пастушка Атлашкин.

Так гласит старинная легенда. Обратимся же к документам.

КУПЕЦ ВТОРОЙ ГИЛЬДИИ

Согласно сохранившейся купчей, имение Одинцово было выкуплено в 1881 году у отставного полковника Осокина купцом второй гильдии Михаилом Атлашкиным, жителем марийского села Кожласола, что в нескольких десятках верст от Красного Яра. Был ли этот купец потомком того самого пастушка из легенды? Об этом ничего неизвестно. Зато не секрет, что после того как поместье перешло в руки нового хозяина, дела в хозяйстве пошли в гору: здесь перестроили двухэтажный барский дом, в полуподвале которого купец открыл небольшую фабрику по производству рогож, из которых шили кули и мешки для перевозки товаров.

Было у Атлашкина несколько судоходных барж, перевозивших по Волге зерно и строевой лес. Кроме того, он владел покосами по берегам речки Сумки. По воспоминаниям старожилов, сам купец, несмотря на приличное состояние, богатством своим не кичился. Помогал бедным, а летом на сенокосе, объезжая поля, нередко сам брал в руки звонкую «литовку» и косил луговые травы.

В суете мирских дел не забывал купец и о вечном. На его пожертвования была построена четырехъярусная колокольня Раифского монастыря, в ограде которого удостоился найти свой последний приют один из представителей рода Атлашкиных. И сегодня на территории монастырского некрополя можно увидеть старинную надгробную плиту из черного мрамора с его могилы.

ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ

После революции, когда большевики объявили реквизицию добра, к бывшим господским дачам в Васильеве, а также к дому купца Атлашкина потянулись крестьянские подводы из соседних сел – у местных крестьян рука не поднялась брать добро своего благодетеля. Более того, кто-то из них предупредил купца о готовящейся экспроприации, и Николай Атлашкин заблаго­временно покинул село, выехав в Казань на двух доверху груженных подводах. Нагрянувшие из соседних сел крестьяне разграбили барский дом основательно: вынесли всю мебель, кадки с фикусами, высокие, с человеческий рост, зеркала, доставшиеся при дележе некоему Фоме из Айши. Когда он грузил их на телегу, люди над ним потешались: «У тебя, Фома, избенка маленькая, куда ты их поставишь?» А он в ответ: «В хлев их помещу – пущай буренка на себя любуется!» Вынесли все, что могли – не удалось спустить со второго этажа лишь старинный рояль: очень уж громоздким оказался.

Точно такой же реквизиции подверглись и дачи в Васильеве. Впрочем, говорят, что купец Атлашкин сумел кое-что припрятать. В семидесятые годы прошлого века местные мальчишки, игравшие в прятки в бывшем барском погребе, обнаружили за его кирпичной кладкой тайник, а в нем – шкатулку с серебряными часами, золотыми цепочками, брошками и прочими ценными вещами.

Не обошли Атлашкино и вихри Гражданской войны: в бывшем купеческом доме находился штаб красного отряда, бойцы которого держали оборону, отражая атаки белых, пытавшихся прорваться к Паратску с целью захвата моста через Волгу. Красные бойцы закрепились на подступах к станции в районе глубокого оврага – яра. Отсюда и новое название поселка – Красный Яр.

Сегодня о тех временах напоминают лишь экспонаты музея местной школы, которая разместилась в бывшем купеческом доме. Среди них – стреляные гильзы, потемневший штык и изъеденный ржавчиной остов офицерской шашки, обнаруженный на чердаке дома.

Кстати, потомок его последнего владельца в девяностые годы приезжал в Атлашкино из Франции. Как рассказывали жители поселка, он ничуть не жалеет, что его предки покинули Россию в те грозные годы. И только рад тому, что дом, принадлежавший когда-то его прадеду, и поныне служит землякам. Воистину, все остается людям.

http://rt-online.ru/aticles/rubric-72/10120545/

Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 13:06

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International