Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного и земельного законодательства.
Установлено, что на территории Республики Татарстан во владении 19 муниципальных образований находятся 44 земельных участка общей площадью почти 132 га, в состав которых вопреки требованиям законодательства включены акватории рек Волги и Камы, принадлежащих Российской Федерации.
В целях возвращения земель водного фонда в собственность государства и устранения нарушений закона природоохранным прокурором в адрес органов местного самоуправления внесено 24 представления.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования муниципальными образованиями начаты работы по корректировке границ земельных участков.
Устранение нарушений закона находятся на контроле прокуратуры.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением управления налоговой службы по Республике Татарстан проведена проверка соблюдения законодательства об охране недр.
Установлено, что 6 организаций – недропользователей, в нарушение требований закона и условий лицензии допустили задолженность по уплате налога на добычу полезных ископаемых в общем размере более 3,16 млн. руб.
В соответствии с законодательством деятельность хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации осуществляется с учетом принципа платности природопользования, что способствует решению экологических задач, направленных на эффективное использование ресурсов природы.
В целях устранения нарушений природоохранным прокурором руководителям организаций внесены представления.
Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соответствия административной практики Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан нормам действующего законодательства.
Установлено, что министерством за нарушения в сфере обращения с отходами микропредприятие оштрафовано на 140 тысяч рублей, что не соответствует требованиям ст. 4.1.2 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрены особенности назначения административного наказания малым предприятиям.
В целях защиты прав субъекта предпринимательской деятельности природоохранным прокурором принесен протест.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования незаконные постановления отменены. При новом рассмотрении дел об административных правонарушениях государственным органом назначено наказание с учетом установленных требований, размер штрафа снижен на 90 тысяч рублей.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Установлено, что разработанные лесничествами планы тушения лесных пожаров, определяющие порядок действий при возгорании на территории лесничеств, не в полной мере соответствуют законодательству, лесопожарные станции не доукомплектованы необходимой пожарной техникой и инвентарем.
В целях устранения нарушений закона природоохранным прокурором внесены представления в адрес Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан и руководителям лесничеств.
Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о том, что животные, которые содержатся и разводятся в полувольных условиях и искусственно созданной средой обитания по лицензиям, выданным специально уполномоченным государственным органом (ст. 26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»), не являются объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира, предусмотренным гл. 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в соответствии со ст. 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения).
При этом под средой обитания согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Татарская природоохранная межрайонная прокуратура разъясняет
Бруцеллез. Завоз сельскохозяйственных животных без ветеринарных
сопроводительных документов запрещен.
Бруцеллез – это инфекционное заболевание, при котором поражаются разные органы и системы организма человека, в основном, лимфоидная ткань, опорно-двигательный аппарат и нервная система. При отсутствии адекватного лечения болезнь может вызвать осложнения и привести к инвалидности.
Источником заболевания являются домашние животные: коровы, козы, овцы, свиньи. Могут заболеть собаки и зайцы. Преимущественно страдают жители сельской местности, в основном, те, кто работает на животноводческих фермах. Бруцеллез чрезвычайно заразен, инфекция проникает через микротравмы кожи и неповрежденные оболочки в кровь, с кровотоком разносится по всему организму. Через 1 – 2 года возможно повторное заражение, то есть иммунитет непродолжителен.
В 2023 году в Республике Татарстан после 30-летнего перерыва было выявлено 2 очага бруцеллеза в крупных животноводческих хозяйствах, расположенных в Новошешминском и Атнинском районах республики. От крупного рогатого скота заразились 13 работников ферм.
В текущем году бруцеллез животных выявлен в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах Кайбицкого и Зеленодольского районов. Бруцеллез у домашних животных, в основном, проявляется абортами, рождением мертвого или нежизнеспособного приплода. При появлении таких
признаков следует незамедлительно обратиться в ветеринарную службу.
Необходимо иметь ввиду, что возбудитель болезни сохраняется в молоке до 10 календарных дней, сливочном масле – до 35 календарных дней, в тушах до 60 календарных дней, в шерсти – до 120 календарных дней. Молоко, молочные продукты, мясо от заболевших животных без соответствующей термической обработки употреблять нельзя. Все заболевшие животные подлежат убою в специальном предприятии, расположенном в Республике Дагестан.
Прокурорские проверки показали, что главной причиной возникновения очагов бруцеллеза явились закупка (завоз) крупного рогатого скота без ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территорию происхождения и ветеринарно-санитарное состояние животных, эпизоотическое благополучие территорий их происхождения. Второй причиной – неосуществление мероприятий по карантинированию крупного рогатого скота, непроведение обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований животных.
Итак, физическим и юридическим лицам, содержащим или планирующим содержать в своих хозяйствах сельскохозяйственных животных следует иметь ввиду, что в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» перевозка или перегон животных должны осуществляться по
согласованным с органами, осуществляющими федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции.
Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продукции животного происхождения.
В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» лошади, крупный и мелкий рогатый скот включены в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, форма и порядок оформления которых
устанавливаются ветеринарными правилами. Ветеринарными правилами содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденными приказом
Минсельхоза России от 21.10.2020 № 622, регламентировано, что для комплектования Хозяйств и Предприятий допускается клинически здоровый крупный рогатый скот собственного производства, а также животные, поступившие из других Хозяйств и Предприятий, при наличии ветеринарных
сопроводительных документов, подтверждающих ветеринарное благополучие территорий мест производства (происхождения) животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных.
Кроме того, с целью завозимые в Хозяйства и Предприятия животные подлежат учету и идентификации, карантинированию, то есть обособленному содержанию от других животных, и диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней.
За несоблюдение требований закона установлена административная и уголовная ответственность.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменениях в порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере недропользования. Установлено, что в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан работниками одного из местных предприятий около двух лет незаконно осуществлялась безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых – песка.
По данному факту материалы прокурорской проверки направлены в правоохранительный орган для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство).
Информационно-разъяснительные материалы Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры 21.06.2023г.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменениях в порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году.
Постановлением Правительства России от 06.06.2023 №934 утверждены требования к содержанию животных в местах, используемых для торговли животными (далее– постановление). Постановление вступает в силу с1 марта2024 года и будет действовать
до1 сентября2029 года. В зоомагазинах можно будет содержать только здоровых животных
при наличии ветеринарного сопроводительного документа. Продавцов обяжут нести установленные законодательством обязанности владельца, обеспечивать соблюдение требований в отношении реализуемых питомцев до момента их передачи покупателю и поддерживать чистоту всоответствующих местах. Кроме того, предприниматели должны будутсоблюдать права жильцов, если торгуют в многоквартирных домах.
Для собак весом до пяти килограммов нужно предусмотреть клетку размером не менее двух квадратных метров, более пяти килограммов— четырех метров. Для взрослых кошек размер клетки или вольера долженсоставить не менее трех квадратных метров, а для котят— полтора. Места содержания собак (щенков), кошек (котят) оборудуются приспособлениями (емкостями) для воды и еды. Места содержания кошек оборудуются устройством для стачивания когтей. В местах содержания щенков и котят должны находиться прорезыватели для зубов. Температурный режим в местах содержания собак (щенков), кошек (котят) необходимо поддерживать в диапазоне от 22 до 26 градусов Цельсия.
Для птиц размером до20 сантиметров должна быть предусмотрена клетка размером не менее 0,6 квадратного метра, от 20 до 40 сантиметров— не менее 0,8 квадрата, свыше 40 сантиметров— не менее одного квадратного метра. Температурный режим должен составлять от 22 до 25 градусов, в вольерах также должны быть установлены приспособления для воды и еды.
Влажность воздуха при этом должна составлять от 35 до 85 процентов. Требования не распространяются на торговлю животными при осуществлении деятельности в области охраны и использования животного мира, области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, области аквакультуры (рыбоводства), области охоты и сохранения
охотничьих ресурсов, области содержания и использования сельскохозяйственных животных и области содержания и использования лабораторных животных, а также на торговую деятельность, связанную с продажей животных, осуществляемую физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим.
В местах, используемых для торговли животными, могут содержаться только здоровые животные при наличии ветеринарного сопроводительного документа либо ветеринарного паспорта животного. Лицо, осуществляющее торговлю животными, обязано в числе прочего
поддерживать чистоту в местах, используемых для торговли животными, мыть и дезинфицировать места их содержания и находящийся в них инвентарь, при использовании в качестве мест для торговли животными помещений, расположенных в многоквартирном доме, индивидуального жилого дома соблюдать права и законные интересы проживающих в них лиц.
Информационно-разъяснительные материалы Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры 21.06.2023г.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об изменениях в порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» ранее установленный исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий актуален в 2023 году.
Однако имеются изменения в учете индикаторов риска нарушения обязательных требований при согласовании с органами прокуратуры внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Если ранее данное положение применялось исключительно в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или при выявлении индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, то в настоящее время данные ограничения сняты.
Таким образом, любой индикатор риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Немаловажным нововведением является то обстоятельство, что в 2023 году в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок на 2023 год при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки исключительно в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Информационно-разъяснительные материалы Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры 27.02.2023г.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что привлечение к административной ответственности за стоянку транспортных средств в границах водоохраной зоны не зависит от наличия запрещающих информационных знаков.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Действительно, пункт 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее – Правила) предусматривает, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Однако анализ части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность в том числе за стоянку транспортных средств в границах водоохраной зоны, позволяет сделать вывод о том, что законодательство не связывает наличие состава административного правонарушения с наличием специальных информационных знаков.
Таким образом, физические и юридические лица обязаны соблюдать экологическое законодательство независимо от наличия знаков.
В данном случае следует иметь в виду, что ширина водоохраной зоны для каждого вида водного объекта устанавливается ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Информационно-разъяснительные материалы Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры 06.02.2023г.
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что строительство частных домов на арендуемых земельных участках, расположенных в границах береговой полосы, запрещено.
Согласно п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
По общему правилу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
При этом пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, строительство частных домов на арендуемых земельных участках, расположенных в границах береговой полосы является недопустимым, поскольку правовой режим береговой полосы водного объекта не предполагает ее использование в частных интересах без учета статуса территории общего пользования.
Информационно-разъяснительные материалы Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры 06.02.2023г.
Последнее обновление: 21 июня 2024 г., 13:29